Как бы грубо это ни звучало, но не так давно женщин считали второсортными людьми. У них не было права голоса, а в обществе их постоянно дискриминировали по отношению к мужчинам. К счастью, не всех дам устраивал такой расклад, и они смело начали бороться за свои права. Таким образом, во второй половине XIX века в Англии возникло новое движение – суфражизм (от англ. suffrage – избирательное право).
С чего всё началось
Основательница одной из партий суфражистского движения Эммелин Панкхерст и её дочь Кристабель были всем известны как протестантки, которые организовывали поджоги, били окна и резали картины. Но мало кто знал об их элегантной и утончённой манере одеваться. Однажды сестра Кристабель, Сильвия Панкхерст, сказала: «Многие суфражистки готовы тратить на одежду намного больше денег, чем могут себе позволить, только чтобы их не считали озлобленными женщинами, готовыми причинить ущерб».

Такие темы, как мода, феминизм и политика всегда вызывали жаркие споры, и суфражистки это чудесно понимали. Они не заняли позицию противостояния путём отрицания. Суфражистки стремились к изменениям, но при этом не сопротивлялись современной моде и всем идеалам женственности: они ещё больше стремились соответствовать этим показателям. Их преследовал навязанный стереотип «уверенной в себе женщины» в мужской одежде, толстых очках и мультяшных галошах, но вместо всего этого они решили презентовать себя в стильном женственном образе.
Стремление к красоте
Суфражистки стремились к тому, чтобы их образ всегда «радовал глаз». Особенно если речь шла о парадах или демонстрациях, когда привлекались средства массовой информации. В 1908 году в одной из суфражистских газет было написано следующее: «Суфражистка сегодняшнего дня элегантна и педантична в своём великолепном наряде». Спустя пять лет все женщины были призваны надевать свою лучшую одежду.

Уклонение от критики гардероба суфражисток дало хорошие результаты. Количество членов их движения росло. Более того, в то время было очень модно поддерживать борьбу суфражисток за право голоса. Все женщины, которые были солидарны с представительницами нового движения, могли просто надеть украшение из полудрагоценных камней или с эмалью финифть. В 1908 году Эммелин Панкхерст, соредактор газеты Votes for Women, разработала цветовую гамму для представительниц суфражизма. Она состояла из трёх цветов: фиолетового, который обозначал преданность и достоинство, белого, символизировавшего чистоту, и зелёного, обозначавшего надежду. Носить на себе это знамя было для суфражисток долгом и честью. В продаже известных универмагов Selfridges и Liberty можно было увидеть символичный триколор, который красовался на шляпах, ремнях, бантах и брошках. Кроме того, в наличии также была украшенная знаменем одежда, нижнее белье, сумки, обувь и даже туалетное мыло.

Сильвия Панкхёрст, дочь Эммелины, училась в Королевском художественном колледже и разработала огромное количество визуальных образов – фирменных знаков. Наиболее известной её работой была маркировка Женского социального и политического союза (WSPU). Скорее всего, именно Сильвия выбирала для своей сестры Кристабель платье, в котором её увековечила художница Этель Райт. Кристабель Панкхерст была активисткой и настоящим борцом за женские права. Пять раз власти лишали её свободы. На холсте девушка изображена в зелёном сатиновом платье, которое элегантно свисает до самого пола. Наряд был украшен изысканной вышивкой, а на груди была перевязана лента с уже знаменитым в то время трёхцветным символом суфражисток. Этот портрет стал напоминанием о том, что чёрно-белый канон образа суфражисток не может передать всей сути. Сейчас историческая картина Этель Райт находится в Национальной картинной галерее Лондона.

Одеваясь в элегантные наряды с символичными аксессуарами, суфражистки выражали правительству свой протест неравенству и отсутствию у женщин права голоса. «Суфражистка всегда должна выглядеть элегантно» – такого рода слоган быстро покорил сердца многих женщин. Таким образом начала формироваться суфражистская мода. Торговые дома быстро и чутко реагировали на новые запросы клиенток. Одежду для суфражисток начали выпускать лучшие модельеры. Женщины-суфражистки зазывали всех своих сторонников одеваться, следуя веянью движения. В газетах размещалась реклама стильной суфражисткой одежды от модных торговых домов. Исходя из всего этого, мы видим, какой огромный вклад в историю моды сделали эти сильные духом и чуткие к стилю дамы.

















































































