Как проходить проверки правильно, нигде специально не учат. В лучшем случае — руководители предприятий привлекают адвокатов оценить и помочь разобраться с последствиями свершившегося факта, в худшем — терпят значительные финансовые и иные потери. Результат — приходится платить за опыт, делать выводы на будущее.
Готовность сотрудников компании к проведению ревизий и инспекций контролирующими органами, как правило, влияет на исход проверки.
Первый шаг к решению проблемы — признать, что она существует
На украинском рынке найдется немного компаний, которые уверены в позитивном исходе очередной проверки. Чтобы не допустить негативного сценария развития событий, целесообразно позаботиться о регламентах реагирования на мероприятия внешнего контроля со стороны государства. Такой подход актуален для плановых и просто необходим для внеплановых проверок.
Карантинный мораторий на проверки отечественного бизнеса постепенно уходит в прошлое. Ограничения еще присутствуют, но не будут длиться вечно. Так уже сегодня возобновлены активности Гоструда, Пенсионного фонда, Государственной экологической инспекции и других органов.
Важно понимать, что любая проверка это процедурное мероприятие регламентированное законодательством. И если государство делегирует тем или иным органам право осуществлять проверки бизнеса, то и бизнес имеет право:
● контролировать процесс проведения проверки;
● фиксировать процедурное несоответствие;
● обжаловать выявленные нарушения в установленном порядке;
● защищать свои интересы всеми законными способами.
Цена вопроса безопасности бизнеса крайне высока. Даже, когда предприятие пострадало от последствий пандемии и других кризисных факторов, не располагает значительным ресурсом для создания комплексной системы комплаенс, можно разработать план первоочередных мер для предотвращения нежелательных последствий.
Что можно предпринять
Приведем всего три основных пункта, на которые следует обратить внимание руководителю предприятия:
- Информированность — главное оружие в бизнесе. Вовсе не обязательно принимать на работу новых специалистов в штат, для того чтобы быть в курсе предстоящей плановой проверки. Вся информация есть в открытых источниках – о предстоящем визите компанию предупреждают заранее. Запросы от госорганов, проблемы у контрагентов, недовольные сотрудники (работающие или уволенные) являются предвестниками внеплановой проверки.
- Персонал — сила и слабость компании. Особенно актуально при визите инспекторов Гоструда. На предприятии должны быть разработаны регламенты поведения сотрудников при проверках и возможных нестандартных ситуациях.
- Договор адвокатского сопровождения. Если на данный момент компания не использует услуги бизнес-адвоката, следует позаботиться о поиске адвокатского объединения и заключить хотя бы рамочный договор. Тогда в случае проверки не придется обзванивать знакомых, искать адвоката в интернете, тратить время на обсуждение условий. Рамочное соглашение — это предварительная договоренность, в которой уже зафиксированы условия предстоящего сотрудничества для подписания рабочего контракта. Достаточно будет одного телефонного звонка, чтобы при необходимости адвокат подключился к сопровождению проверки.


















































































