Самой желанной для работников киноиндустрии статуэткой «Оскар», как известно, награждают всех, кто вносит свой вклад в создание фильмов — от актёров и режиссёров до специалистов по спецэффектам и авторов заглавной песни. Костюмеры, само собой, не являются исключением. Их работу оценивает также и профильная Гильдия, чью премию получают люди с большим талантом и богатой фантазией, без которых образы наших любимых киногероев были бы не такими яркими. От Мэтта Дэймона и его скафандра в «Марсианине» до Куки Лайон и её роскошного мехового гардероба в «Империи» — ни один из этих персонажей не удался бы без блестящей работы над костюмами.
До церемонии вручения Премии Гильдии костюмеров номинанты (а некоторые теперь уже и победители) поделились впечатлениями о работе над самыми сложными нарядами. Их слова помогут узнать не только детали создания костюмов, но и захватывающие (а порой и забавные) секреты, которые обычно остаются за кулисами сцен любимых фильмов и сериалов.
Сцены из полнометражных фильмов
Дженни Иген, «Безродные звери»

«Сцену, когда Абрам (исполнитель роли Агу) и Эммануэль Нии Адом Квуае (Страйка) бьют парня мачете (страшный момент, на который тяжело смотреть) было непросто делать из-за внешних обстоятельств. Ребята прятались в кустах, маскировались с помощью листьев, и это был самый настоящий кошмар, по-другому не скажешь: из-за чудовищной жары у актёров поднялась температура, они потели так, что листья на кустах вяли, а за 15–20 минут надо было поправить наряды на всех, кто находился в кадре. И всё это учитывая, что работать приходилось под проливным дождём».

Сэнди Пауэлл, «Золушка»

«Сцену бала я считаю, пожалуй, самой сложной в силу её невероятной масштабности. Это центральный момент в фильме, и он обязан был смотреться соответствующе. Моей задачей было кропотливо и аккуратно проработать не только платье самой Золушки, но и огромное количество костюмов для других пришедших на бал девушек, желающих своими нарядами привлечь внимание Принца. Мне повезло, что в моём распоряжении было достаточно средств. У меня была возможность довести до ума каждое платье без исключения, поэтому все они хорошо смотрятся в кадре».

Пако Дельгадо, «Девушка из Дании»

«Для меня особенным стал тот кремовый костюм, который Лили/Эйнар (Эдди Редмэйн) носил(а) в период перехода из мужской сущности в женскую. Этот шелковый наряд, идеальный по весу и приятный на ощупь, смотрится так, будто выполнен из шерсти. Он мягкого цвета, подходящего больше женщине, чем мужчине. Широкие и струящиеся брюки повторяют каждое движение Лили/Эйнара, а пиджак имеет приталенный силуэт, свойственный дамским жакетам.
Костюм нельзя назвать ни женским, ни мужским. Неоднозначность и двусмысленность — вот, что делает его таким особенным. Мне кажется, этот наряд показывает, как одежда может влиять на человеческие отношения и мировосприятие и порой приводить даже к ненависти».

Курт и Барт, «Голодные игры: Сойка-Пересмешница. Часть 2»

«Переодетые и замаскированные Китнисс и Гейл теряются в толпе мечущихся граждан атакованного Капитолия. Мы провели съёмки первых кадров этого эпизода в Атланте, а закончили работу над ним в Париже. Низкий поклон нашим съёмочным группам по обе стороны океана! Им удалось ловко организовать транспортировку костюмов, реквизита и аппаратуры, а потом всю эту бесчисленную одежду ещё и подогнать по фигуре сотням других людей. В общем, это была колоссальная работа по чётко составленному расписанию, идеально организованная и очень самоотверженная. Нельзя не отметить потрясающий профессионализм французских стилистов и визажистов, которые помогли фильму своим мастерством и креативностью. Эта сильнейшая команда живёт и трудится в городе, буквально дышащем модой, она подарила нам бесценный опыт и впечатляющий результат».

Майкл Уилкинсон, «Джой»

«Мы не только видим классический и вневременной домашний мир героини Дженнифер Лоуренс, но и её мечты, воспоминания и кошмары. Эта альтернативная реальность по большей части представлена вселенной мыльных опер 80-х годов, которые транслировались в тот период по ТВ в дневное время. Именно сцены из старых сериалов оказались самыми непростыми. Было невероятно интересно исследовать утрированный и эмоциональный стиль того времени и за работой над костюмами как бы отдать дань уважения моде другой эпохи. Разумеется, без какой-либо иронии или надменности».

Дженни Бивен, «Безумный Макс: Дорога ярости»

«Мы называли эту сцену «Армада»: эпизод зрелищной погони Несмертного Джо (Хью Кияс-Бёрн) за Фуриозой (Шарлиз Терон). Именно этот фрагмент был самым трудным для костюмеров. Конвой из множества громадных фантастических машин мчался по широкой и пустынной полосе земли на скорости около 80 миль в час. Песок поднимался из-под колёс и летел всей съёмочной группе прямо в лицо и глаза. Никогда не забуду отважных каскадёров, участвовавших в этой сцене. Казалось, чем опаснее и дискомфортнее была обстановка вокруг, тем больше она им нравилась. Мы поняли, что важно передать эту атмосферу и ощущение дикой скорости, поэтому решили добавить в костюмы больше брони и защитных очков».

Джэнти Йэтс, «Марсианин»

«Для меня сложной была каждая сцена в «Марсианине», в которой на Мэтте Дэймоне надет скафандр. Этот костюм фигурирует в фильме с самого начала. Было очень нелегко, чего стоила одна только сцена шторма со всеми актёрами в космической экипировке. Нужно было учитывать, что персонажу Мэтта придётся носить один скафандр на протяжении всего фильма, он будет ходить в нём по поверхности Марса, одежда будет стареть и изнашиваться — всё это надо было как-то показать. Да и кто знает наверняка, что может произойти на другой планете?! Мы были вынуждены буквально догадываться, опираясь, конечно, на научные данные, чтобы создать образ, который не будет резать зрителю глаза.
Когда съёмки переместились в Вади Рум в Иордане, испытанием стала ужасная жара. Из этой пустыни получился очень правдоподобный Марс, но она заставила всю команду адски попотеть (во всех смыслах). При всём этом я не устану повторять, как мне повезло с таким обходительным, добрым, отзывчивым и терпеливым актёром, как Мэтт Дэймон. Работать с ним было честью для меня».

Образы из сериалов
Лу Эйрич, «Американская история ужасов: Отель»

«Самым сложным периодом была подготовка к первому эпизоду, в котором на Графине надеты перчатки из кристаллов с ногтями-кинжалами. Необходимо было найти мастера, который смог бы прорабатывать вместе со мной дизайн на всех этапах. Эти перчатки — оружие с выдвижным механизмом, стильное, подходящее и мужчинам, и женщинам. Они должны были хорошо смотреться с разными нарядами, поэтому их цвет и дизайн имел значение. В итоге аксессуар стал настоящим произведением ювелирного искусства, во многом благодаря Майклу Шмидту, с которым мы разработали и сшили 10 пар перчаток для Леди Гаги, Мэтта Бомера и Финна Уиттрока. Одна высокая серебристая перчатка Графини состоит из более чем 11000 кристаллов, орнаментальной вышивки из завитков и черепов, выполненной в стерлинговом серебре, а также из клинков на кончиках пальцев. Леди Гага уехала в тур с Тони Бенеттом, поэтому у нас не было возможности примерить всё до начала съёмок. Майкл с командой и Дороти Гаспар работали день и ночь, чтобы закончить работу над аксессуаром, пока мы бились над костюмами, в числе которых 17 нарядов для Графини, изготовленных на заказ».

Рита МакГи, «Империя»

«Сцена вечеринки в белом была большим испытанием. Джусси Смолетт хотел быть похожим на принца, а Терренс Ховард желал выглядеть по-королевски. Они приходили на примерку в разное время, поэтому только в день съёмок столкнулись и поняли, насколько похожими оказались их идеи. Тараджи П.Хенсон заявила, что хочет смотреться оригинально. Она бывала на белых вечеринках раньше, поэтому уверенно заявила: все женщины приходят туда в платьях, поэтому ей нужен брючный костюм. Я взяла эту идею за основу и сшила комбинезон, который и использовался на съёмках. Мне кажется, этот наряд подчёркивает её силу, а с платьем получился бы совсем другой эффект».

Джени Брайант, «Безумцы»

«Я бы сказала, самыми трудными были финальные сцены, в которых Дон Дрейпер и статисты находятся в уединённом месте в Северной Калифорнии. Передо мной стояла задача показать, как в этой истории связаны поиск вдохновения и результат работы Дона, реклама Coca Cola. Мы очень старались, чтобы одежда каждого статиста смотрелась гармонично в кадре. Также необходимо было подчеркнуть небольшие сходства между съёмочной командой в рекламе и людьми, которых мы видим вместе с Доном в коммуне. Одежда как бы связывала эти два события. Я ничего подобного до этого не делала, так что было довольно непросто».

Габриэлла Пескуччи, «Страшные сказки»
«Испытанием на прочность стала сцена, в которой на актёров с потолка льётся кровавый дождь. Каждый костюм пришлось сделать в четырёх экземплярах, причём как для актёров, так и для статистов, и я все время переживала, что чего-то не хватит».

Мари Шлей, «Очевидное»
«В 201-м эпизоде была сцена приёма по случаю свадьбы, и все друзья невесты, члены семьи, больше сотни гостей, а также работники отеля должны были быть одеты в белое. При этом образ каждого героя приходилось как-то подчеркнуть. Даже характеры второстепенных персонажей надо было отразить в их белых нарядах, будь то язвительные члены семьи Тэмми (роль Мелоры Хардин) или её друзья по кроссфиту.

В середине сцены, когда гости и друзья невесты танцуют, сюжетная линия уходит в прошлое, на вечеринку 1933 года в Берлине. Режиссёр Джил Солоуэй решила задействовать в эпизоде тех же актёров, которые играли племянника Моры (Джеффри Тэмбор) и музыкантов со свадебной вечеринки, и просто «перенести» их в 1933-й год, чтобы показать связь между двумя эпохами, а также современной семьёй Пфефферман и её прошлым. Она попросила меня создать белые наряды, которые бы уместно вписались в декорации Берлина времён Веймарской Республики. Мы снимали этот эпизод первым, а времени на подготовку к целому сезону оставалось от силы две с половиной недели. Такие условия и масштабность сцены сделали работу невероятно трудной для костюмера, то есть для меня».
Эллен Миройник, «Больница Никербокер»

«Сцена бала в восьмом эпизоде — вот самое нелёгкое испытание. Нам пришлось одеть 250 представителей и представительниц высшего общества. Было непросто найти способ проработать с ног до головы образ каждого из 250 статистов, учитывая при этом финансовую составляющую вопроса. В итоге мы не взяли в прокат ни одной вещи, мне всё-таки удалось вписаться в рамки бюджета. Я сумела отыскать отличных поставщиков материалов для одежды. Видимо, у меня на плече сидит ангел-хранитель, оберегающий костюмеров».

Талантливая игра актёров, достойный сценарий и руководящая рука режиссёра — это далеко не всё, что делает фильм или сериал блокбастером. Непросто порой приходится и людям, имена которых редко звучат на устах широкой публики. В их числе — костюмеры, ответственные за внешний вид персонажей. Представьте, сколько ещё у них в запасе интересных, захватывающих и забавных историй о непростых съёмочных буднях.

















































































